Жизнь Софии Слуцкой как духовно-нравственный подвиг

Тема: Жизнь Софии Слуцкой как духовно-нравственный подвиг.

Цели:

– рассказать учащимся о жизни святой праведной Софии Слуцкой;

– развивать у детей чувство любви к родной земле через изучение известных исторических церковных личностей Слуцкой епархии.

Оборудование: икона Софии Слуцкой, факсимильное издание Слуцкого Евангелия, Статут Княжества Литовского.

Ход занятия

1. Организационный момент
Заходим в класс, здороваемся, представляемся.

2. Актуализация изученного материала
В этой части урока работу необходимо организовать так, чтобы дети вспомнили уже изученный материал, который поможет лучше усвоить новую тему или на базе которого новая тема будет усваиваться.

Предлагается следующий блок вопросов:

Кого мы называем святым?

На встречу к вам я принёс Евангелие. Что такое Евангелие, кто знает?

О ком написано в Евангелии?

Сколько Евангелиев бывает?

Кто написал Евангелие?

Возможный вариант беседы:

На встречу с вами я принёс Евангелие. Это факсимильное издание того Евангелия, которое переписал отец Софии, Юрий Юрьевич Олелькович в 1582 году и подарил монастырю (история: как оно, Евангелие, сохранилось до наших дней).

ВОПРОС: Кто знает, что значит факсимильное издание? (Ответы детей)

Представляете, оно написано вручную. Посмотрите, как аккуратно, ровненько. (Евангелие можно пронести по рядам и показать). Переписывать книги было очень тяжело. Не каждый мог браться за этот труд. Можно только представить, сколько уходило времени на переписывание. За день можно было написать страничек четыре, не больше. Обычно священные книги переписывали монахи, люди священного сана. Отец же Софии Слуцкой был князям. Он не имел священного сана. В том и особенность этого Евангелия, что его переписал мирской человек.

ВОПРОС: А напомните мне, пожалуйста, кто в Беларуси ещё занимался переписыванием священных книг? (Ответы детей).

Ещё я принёс Статут. Статут – это Конституция, свод законов. Для чего я принёс его? Дело в том, что в то время, когда жила София, существовал очень интересный закон, который сыграл в жизни Софии немаловажную роль. Что это за закон?

Смысл его заключался в том, что, если у молодой жены умирал муж, и у них были дети, она не имела права выходить замуж, пока дети не достигнут совершеннолетия.

Но жизнь есть жизнь. Женщина могла полюбить другого мужчину и все-таки выйти за него замуж. В этом случае над детьми оформлялось опекунство. Дети переходили жить к опекунам. Часть наследства сохранялась за детьми.

Понимаете, о чём идёт речь (Можно ещё раз проговорить, объяснить и разобрать)?

ВОПРОС: Как вы думаете, почему такой закон существовал? Это хороший закон или не очень? Почему (Сказать о воинской повинности)?

1. Изучение нового материала.

А. Сообщение о Софии Слуцкой.

Возможный вариант текста:

София Слуцкая родилось 1 мая 1586 года. Отец Софии Юрий III, а мать – Барбара Кишка. Мать была католичкой. Новорождённую девочку назвали Софией. София обозначает «Премудрость Божия». Обратите внимание, каким именем нарекли. Ничего в этом мире не бывает просто так. Родители как бы подчеркнули мудрость Софии в будущем.

Слушайте меня внимательно! София родилась 1 мая, а 6 мая умирает её отец Юрий Юрьевич Олелькович. Значит, когда София родилась, отец был уже тяжело больным, умирал. Он прекрасно понимал, что его жена Барбара через несколько дней овдовеет и у неё на руках останется маленький ребёнок. Юрий заботится о своей молодой жене и о своей дочери. Он назначает дочери Софии опекунов и подписывает все документы, тем самым развязывая руки Барбаре. Это значит, что через некоторое время она может выйти замуж. Что впоследствии и совершилось. В 1588 году Барбара Кишка вышла замуж за гомельского старосту Андрея Сапегу.

До 1588 года маленькая София жила с матерью. Кода мать вышла замуж за Сапегу, Софию забрали опекуны (род Ходкевичей: Юрий Ходкевич).

ВОПРОС: как вы относитесь к такому поступку Барбары, мамы Софии? (Пригласить детей порассуждать).

Как мы с вами уже говорили, отец Софии Юрий был православным, а мама Софии была католичкой. В таких разно конфессиональных семьях существовала традиция: мальчиков крестили по вере отца, девочек – по вере матери. Олельковичи оспаривали это положение. Добивались крещения и дочерей своих в Православии. Так поступил и отец Софии. Мы можем предположить, что при оформлении документов на опекунство крещение Софии по православному обряду было оговорено. Опекуны были православными. Софию крестили в православной церкви.

Необходимо сказать о положении православных в то время (после унии 1596 г.).

1. Храмы захватывались католиками и униатами. Они требовали плату за каждую службу.

2. Запрещены были публичные собрания православных.

3. Все требы можно было проводить только с разрешения ксендза и за плату.

4. Хоронить православных разрешалось только ночью.

5. Дети, которые рождались в смешанных браках, считались католиками.

София живёт у Ходкевичей в Бресте и Вильно.

В 1594 г. подписано брачное соглашение между Ходкевичами и Радзивиллами.

Вопрос: Что значит: подписано соглашение?

Это значит, что София должна выйти замуж за того человека, с родственниками которого подписано соглашение.

(Можно детям задать вопросы. Как вам такой закон? Сколько вам лет? Готовы вы к тому чтобы уже знать, кто будет вашим мужем или женой? Легко ли быть княжной?)

Будущей невесте в то время исполнилось всего 9 лет. Жениху 15 лет. Была назначена дата свадьбы: 6 февраля 1600 года.

Сколько в1600 году Софии будет лет?

Видите, на сколько раньше выходили замуж в то время?

В соглашении была оговорка, что брак может не состояться в том случае, если невеста заявит о своём несогласии.

София Слуцкая на тот момент была одной из самых богатых невест Речи Посполитой. Умерли её дяди. Она унаследовала огромное состояние.

София была очень красивой, умной, рассудительной. Оно имела глубокую веру. Есть мнение, что она хотела пойти в монастырь. У княжны была икона, которую она сохраняла с самого детства. Икона Покрова Божией Матери. Икона была в золотом окладе. Позднее икона находилась около мощей. Со временем образ исчез.

В 1598 году произошла первая встреча Софии и Януша, будущего мужа Софии.

В 1599 г. Януш снова просит о встрече, но ему не разрешают. София заболела. Янушу обещают, что, как только невеста выздоровеет, его пригласят.

В 15 столетии в мясопустные дни проводилась «сахарная церемония». Молодые люди могли встречаться. В знак своей любви, расположенности кавалеры своим невестам посылали марципаны.

Цитата: «…каб мог Княжне іх міласці марцыпан які на наступаючы мясапуст паслаць, не дапускаючы, каб Яе міласць капусту ела ў той пост».

Софии нравилось, что Януш вел себя тактично, культурно, был интересным собеседником. Был начитан. Учился в Страсбургском и Базильском университетах. Много путешествовал. Был в Германии, Чехии, Венгрии.

В 1600 году обстановка изменилась. Отношения между Ходкевичами и Радзивиллами обострились. Ходкевичи отказывались от брачного соглашения.

Причины:

1. Близкое родство.

2. Разное вероисповедание.

3. Хотела стать Невестой Христовой.

4. Соглашение было подписано без согласия Софии.

Готовится война. В храмах проходят богослужения о вразумлении и ниспослании мира. И вот наступил запланированный день свадьбы. А у замка в Вильно стоят войска.

ВОПРОС: Как вы думаете, что в это время переживает София? Её духовное состояние? Ведь от её решения зависят жизни многих людей?

Слава Богу, все обошлось. Было достигнуто соглашение.

1 октября 1600 г. в Бресте София обвенчалась с Янушем. После этого молодая чета приехала в Слуцк. Недолго молодожёнам довелось побыть вместе. Вскоре князь Януш уехал на войну со Швецией, а потом – с Россией.

Святая София превратила принадлежащий ей Слуцк в твердыню православной веры. Княгиня оказывала материальную и моральную поддержку духовенству и жителям города Слуцка.

Мы с вами уже говорили о том, какое положение православных было в то время. Можем ещё повторить. После объявления в 1596 году церковной унии власти стали насильно отбирать у православных монастыри, храмы, церковные имения и передавать униатам. Священников, не желавших переходить в унию, изгоняли с приходов, особо упорных арестовывали, бесчестили, сажали в тюрьмы. Православных мирян предавали проклятию, силой загоняли в униатские церкви. Свирепствовал полнейший духовный геноцид. Православное духовенство не выдерживало такого давления. Из 9 епископов 7 приняло униатство. Простые православные белорусы перекрещивались в католической церкви или переходили в униатство. Создавались семьи, рождались дети. И крестили детей уже или в католической церкви, или в церкви униатской, а записывали поляками. И оставалось буквально пару поколений, чтобы все население ополячить. Лишить своей культуры, лишить своего языка и своих традиций.

И в это непростое время в Слуцком княжестве появляется княгиня София, которая свято, бережно хранит традиции своего отца, деда, своих предков. Она смогла отстоять, защитить православие на территории Слуцкого Княжества. Можно сказать, что она сыграла огромную роль в сохранении белорусов как нации, имеющей свою культуру, свои традиции. Свою веру. Я бы даже уподобил её подвиг подвигу Минина и Пожарского для русского народа.

В 1604, 1608 и 1612 годах у Софии рождаются дети. Они умирают. В 1612 году при родах умирает и София.

Княгиню погребли в церкви Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. Свинцовый саркофаг с телом княгини в деревянном гробе, сооружённый её супругом Янушем Радзивиллом, триста лет сохранялся в Слуцкой Троицкой церкви.

В 1903 г. историк Юзеф Смоленский видел мощи и записал: «Будучи в Слуцке в 1903 г., когда было позволено осмотреть саркофаг, его открыли для некоторых из верующих. Присмотрелся вблизи — прекрасно сохранённым останкам последней Слуцкой Княжны, имеющим почти триста лет. Тонкие правильные черты лица остались почти нетронутыми временем, красивый удлинённый овал лица, нос прямой, чело благородное, уста деликатно очерчены в виде лука, волосы, даже очи под веки выпуклые дают представление о знаменитой красоте Софии Олельковны. Прекрасные маленькие руки с длинными пальцами и изящными ногтями сложены крестом. Голова и руки цвета воска так ссохшиеся, что производят впечатление, будто принадлежали девочке 14–15 лет».

Сейчас мощи покоятся в Минске.

Вопрос: Какой образ Софии у вас сложился? Сформулируйте ответ одним предложением. (Обязательно выслушать ответы всех желающих).

1. Работа по закреплению новой темы урока. Детям предлагается напечатанный текст, в каждом предложении которого пропущены ключевые слова. Ученики читают по очереди по одному предложению, вставляя слова. В конце один учение ещё раз читает вслух весь текст.

Текст: София родилась в городе_________. Отца Софии звали________. Мать Софии звали _________. София родилась в____________ году, а отец умер ___________. Отцу Софии Юрию было_____ лет, когда он умер. Князь Юрий переписывал __________. Опекунами Софии были назначены _____________. Софию крестили в ________ церкви. Брачный контракт был подписан с ______________. София должна была обвенчаться с ____________. Свадьба была назначена на _______________. Ходкевичи поссорились с ______________. Город ________ наполнили войска. Ходкевичи заявили, что София не может ________ замуж за Януша. Причин расторжения соглашений было несколько: близкое ________, София хотела стать ________________ Христовой, принадлежность к разным __________, соглашение было подписано без ____________ Софии. Военный конфликт удалось ______. Бракосочетание совершилось в городе ___________ 1 го __________16____ года. После свадьбы молодая чета приехала в город ____________. София была глубоко __________ человекам. Она продолжала _______ своего отца и деда. Жертвовала на __________. Ездила по __________ княжества. Ходила пешком на __________ гору. Одним словом, она отстаивала _________ на Слуцкой земле. Благодаря ее _____________ на Слуцкой земле не было ____________. Умерла Княжна София в _________ году при __________. Похоронили в городе _______ в __________ монастыре. Господь сохранил ___________ Софии нетленными. Сейчас мощи находятся в городе ________.

1. Рефлексия.

А. Сформулируйте одним предложением, что вас больше всего впечатлило из услышанного о святой праведной Софии Слуцкой? (Дать на размышление минуту и попросить высказаться каждого).

В. Детям предлагается выйти к доске и отразить своё видение урока, прикрепив на доску солнышко (понравилось); тёмную тучку (не понравилось); чёрный квадратик (было все равно). Все фигурки лежат на столе. Дети идут и прикрепляют.

(582)