Библия о сотворении человека

Тема урока: «Библия о сотворении человека» (2 класс)

Предлагаемый материал не является планом урока. Все содержание можно разделить на две части: то, что дети уже знают (учитель ещё раз проговаривает в «повторении изученного материала»), и новый материал, который является логическим продолжением темы «Библия о днях творения».

Важно: дети должны быть не просто слушателями, а активными участниками диалога «учитель – ученик», они должны думать и рассуждать вместе с учителем.

Оборудование: игрушечные фигуры ангела, человечка, различных животных, птиц, деревьев; пластилин и необходимые инструменты для лепки.

Повторение изученного материала

Вопрос. Мы говорим, что Бог создал. А Кого мы называем Богом? Кто такой Бог?

Ответ. Дети должны сказать, что Бог – это Троица (Отец, Сын и Дух Святой). Бог все создал.

Вопрос. Какие отличительные черты Бога вы можете назвать? Чем Бог отличается от других существ?

Ответ. Бог обладает Вечностью, совершенным разумом, свободой, Бог – Дух, Бог – это любовь. Бог не может делать зла. (Это основные черты, которые нужны для работы на уроке).

Обращаем внимание детей на стол, где выставлены все фигурки.

Учитель. На столе стоят игрушки. Перед тем, как разобраться, в какой день Бог создал ангелов, деревья, птиц, животных, человека, ответьте мне на два вопроса:

Первый вопрос. Что явилась причиной создания Вселенной, нашей планеты, в том числе и человека? Почему Бог решил создать Вселенную? Принуждал ли кто Бога создавать Вселенную?

Примерный ответ. Бог – это любовь. Бог всегда находится в блаженном состоянии. Ему хорошо. Он ни в ком и ни в чем не нуждается. Бог думает: «Мне хорошо. Создам Я другие существа, чтобы и им было хорошо так, как Мне. Чтобы они были такими же счастливыми, как и Я. Значит, причиной создания Вселенной является Божия любовь. Стремление поделиться своей любовью. Желание осчастливить все созданное. Бог Сам, без какого-то принуждения, своим желанием создал Мир. Бог обладает свободой. Он решил создать и создал. А мог решить не создавать и не создал бы. И тогда ничего бы и никого бы, кроме Бога, не существовало.

Второй вопрос. Для чего Бог создал Мир?

Примерный ответ. 1) Бог создал Мир, всю Вселенную, все существа для вечного счастья и блаженства; 2) чтобы все созданное: цветы, деревья, птицы, животные, облака, небесные светила – одним словам, вся природа, вместе с человеком прославляли своего Творца.

Обращаем внимание детей на игрушки, которые стоят на столе.

Вопрос. В какой день Бог Создал ангелов?

Ответ. Бог создал ангелов в первый день.

Вопрос. Напомните, чем ангелы отличаются от человека?

Примерный ответ. Они не имеют тела. Ангелы – это духи. Они имеют только душу. Им не нужно кушать, спать, отдыхать. Они имеют свой язык. Ангелы летают. Ангелы не умирают и не рождаются. Живут вечно. Ангелы – только мальчики.

Вопрос. Какую функцию ангелы выполняют?

Примерный ответ. Ангелы выполняют функцию почтальона. Господь посылает ангелов к людям, чтобы о чем-нибудь оповестить, сообщить (примеры праздников).

Вопрос: Когда Бог создал растительный мир?

Ответ. Бог создал растительный мир в третий день творения. («…Да произрастит земля зелень…, дерево плодовитое…»).

Вопрос. Когда Бог создал птиц?

Примерный ответ. Бог создал птиц в пятый день творения. («…Да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной»). Нужно отметить, что раньше птицами считались и бабочки, и жуки, которые летали.

Вопрос. Когда Бог создал животных?

Примерный ответ. Бог создал животных в шестой день творения. («…Да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их»).

Изучение нового материала. (Проходит в форме беседы-диалога. Учитель не просто рассказывает, а задаёт вопросы, постоянно удерживая внимание учеников).

Вопрос. А чем животные отличаются от человека? Мы говорим, что человек имеет душу. А имеют ли душу животные, птицы, растения?

Примерный ответ. Растения, рыбы, птицы, животные, одним словом, все живые организмы имеют душу. Душа растительного мира, душа животных и душа человека отличаются между собой. Когда мы говорим про душу растений, птиц, рыб, жучков, паучков и животных, мы имеем в виду только лишь энергию, сила которой оживляет растения и животных. А у человека душа не просто сила, которая оживляет тело. Душа у человека – это одна из составляющих частей человека. Душа человека, как мы будем говорить сегодня на уроке, обладает умом. Душа человека – это разумное существо. Когда растения и животные погибают, умирают, вместе с растениями и телом животных умирает и их душа. А у человека совсем не так. Душа не умирает. Она продолжает жить и после смерти.

Бог создаёт жизнь на нашей планете не хаотично, бессистемно или беспорядочно. Наоборот, во всем присутствует строгий порядок. Сначала Господь создаёт простейшие, а потом все более сложные существа. Так и душа растительного мира: она проще, чем душа птиц и животных. А душа животных, в свою очередь, более простая, чем у человека. Например, душа у растений обладает только питательной силой.

Душе птиц и животных, кроме питательной силы, присущи воображение и побуждение.

Ну а душа человека, кроме этих двух сил, обладает умом. Она стоит на более высоком уровне.

Может возникнут вопрос: а как же быть с душой у ангелов? Ангелы имеют душу, но они не имеют тела. И поэтому душа человека более сложна, нежели душа у ангела.

В шестой день Бог создаёт человека.

Вопрос. Почему Бог создаёт человека самым последним, когда уже все было создано?

Примерный ответ. Бог уже все создал, что задумал. Создал и духовный, и материальный миры. Духовный мир – это ангелы. Материальный мир – это вся вселенная, земля и все, что населяет землю. И осталось создать самое разумное существо. Существо, которое бы владычествовало над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над всей землёю.

Человек – венец творения Бога. Он объединят в себе и духовный, и материальный миры.

Итак, Бог создал человека. Но перед тем как создать человека, Господь говорит, что создаст человека по образу и подобию своему.

Вопрос. А как вы думаете, что значит «создан по образу и подобию Божиему»?

Примерный ответ. Это значит, что человек чем-то будет похож, подобен на своего Творца, на Бога.

Вопрос. А как звали первого человека?

Ответ. Первого человека звали Адам.

Адам на еврейском языке обозначает «красная земля». По нашему – глина. Почему так? А потому, что Бог, как и животных, создал человека, Адама, из земли. Но, в отличие от животных, когда Бог создал человека, Он вдунул в лицо человека «Дух». Что значит вдунул «Дух», «Дыхание Жизни»? Значит, вложил частичку Себя. Что это значит? Это значит, что в каждом из нас живёт Бог. Бог – это Дух. Он наполняет нас. Как в стакан мы наливаем воду, и вода наполняет стакан. Так и Бог входит в каждого из нас и наполняет нас. Он живёт в каждом из нас.

«Дыхание Жизни» – это то, чем мы похожи на своего Творца. Это и есть тот образ Божий, по которому Господь и создал человека. В этот момент, когда Господь вдувает в человека «Дыхание жизни», человеческая душа, в отличие от души животных, наделяется более высокими качествами. Какими? Мы узнаем позже.

Ну а сейчас все вместе давайте попытаемся разобраться, чем мы, люди, похожи на Бога. В чем заключается образ Божий в нас. А для того, чтобы нам было легче разобраться, сначала слепим из пластилина деревцо, потом зверюшку и человека.

(Дети активно творят)

Учитель. Бога мы называем Творцом потому, что Он творит. Творить – это значить делать не тяп-ляп, как попало, а делать с душой, с любовью. Вот именно так и сотворил Бог всю Вселенную. Лепим. И нашего зверька, и нашего человечка мы лепим из пластилина. Так и Бог создал и животных, и человека из земли.

Вопрос. А скажите, пожалуйста, зачем вы слепили человечка и животных? Потому что я вас об этом попросил. А напомните мне, кто попросил Бога создать человека и весь мир?

Ответ. Никто. Он сам решил. Он мог и не создавать мир. Он обладает свободой. Каждый из нас перед тем как лепить, выбрал, какого цвета лепить зверушек и человечка. И с другой стороны: вы проявили послушание, послушались меня и стали работать. Лепить. А ведь могли сказать, что вы устали и вам не хочется лепить. И я бы вас не смог заставить. Ведь оценок мы на наших занятиях не ставим. Вы бы сделали свой выбор. А делать выбор – это значит проявлять свободу. Значит, как и Бог, человек наделён свободой. Возможностью выбирать. Это первое, чем мы похожи на Бога. Мы обладаем свободой. Можно написать на доске это прекрасное слово. (Записываем на доске «свобода»).

Скажите, а чтобы создать такую Вселенную, создать законы, по которым всё вокруг живёт и развивается, нужно обладать умом? Конечно, нужно. Нужно обладать необыкновенным умом. И Бог им обладает. Умнее, чем Бог, никого во всей Вселенной и за её пределами нет. Значит, Бог обладает совершенным умом.

Скажите, а умнее человека на земле мы можем кого-нибудь найти? Нет, не найдём. Человек является венцом творения рук Божиих. Человек, как и Бог, обладает разумом. Только для того, чтобы стать более умным, грамотным, выучиться и получить профессию, люди должны не лениться, учиться. Человек наделён от Бога умом. Способностью думать, рассуждать.

Интересная история. Бог создал Адама самым последним. Все птицы и звери уже были созданы. Бог, как мы с вами знаем, обладает совершенным разумом. Бог решил проверить Адама. Провести экзамен. Он (Бог) привёл к Адаму всех животных и сказал, чтобы Адам каждому дал имя, назвал животных. Адам успешно справился с поставленной задачей. Бог остался доволен тем, как Адам назвал животных. Адам проявил себя как грамотный, умный человек. Человек, обладающий разумом.

Значит, как и Бог, человек обладает умом. Это вторая черта сходства человека с Богом.

Запишем на доске слово «разум».

Мы уже с вами в начале урока говорили, что душа человека отличается от души животных тем, что она не умирает. Она продолжает жить и после смерти. Человек состоит из тела и души. И когда человек умирает, то это только тело умирает, а душа продолжает жить. Она просто выходит из тела и переселяется в другое место. И живёт там. И ещё необходимо сказать, что сначала Адам и Ева, когда они жили в раю, имели бессмертное тело. Они никогда бы не умерли телом, если бы не нарушили заповедь послушания и не скушали плод с древа познания дора и зла. Бог не создавал смерти. Смерть создалась, появилась в результате нарушения заповеди, в результате грехопадения. Причиной возникновение смерти явились сами люди.

Значит, давайте сделаем вывод. Человек похож на Бога тем, что он, как и Бог:

1. Обладает умом;
2. Свободой;
3. Человек создан вечным.

Создан вечным, это значит, что образ Божий есть в каждом человеке. Это значит, что Бог, как в зеркале, отображается в каждом из нас. Смысл образа Божьего в человеке в том, что человек наделён свободой (возможностью выбирать), умом, и ещё человек по благодати создан вечным.

Когда мы говорим, что смерть – это когда душа выходит из тела и переселяется в другое место, и живёт в другом месте, мы должны понимать, что человек всё-таки создан из тела и души. И душа без тела не может жить вечно. Иисуса Христа распяли на кресте. Он умер. Душа отделились от тела. А потом Иисус Христос воскрес. Душа вернулась в тело. И мы должны всегда помнить, что все люди, которые умерли, когда-нибудь воскреснут. Но тогда уже на земле жизни в таком виде, как сейчас, не будет. Будет все по-другому.

А ещё мы с вами говорили, что Бог создал человека не только по образу, но и по подобию, это значит, что человек в жизни должен стремиться быть похожим на Бога в добрых делах: любви, терпении, сострадании и др. Для того чтобы понять, чем мы можем быть похожими на Бога, мы должны с вами знать об Иисусе Христе. Иисус Христос – это Сын Божий. Он жил на земле среди людей. Он оставил для нас пример. Как мы должны жить. Как мы должны друг к другу относиться, как мы должны проявлять любовь, заботу, сострадание, терпение. Он должен быть для нас примером. Мы всегда должны на Него равняться, поступать в жизни так, как бы Он поступил.

Ну вот мы с вами и разобрались, что значит «Бог создал человека по своему образу и подобию».

Аминь и Богу слава.

 

Скачать документ Word

(732)