О почитании родителей

Тема: «О почитании родителей»

Содержание беседы можно использовать на уроке по ОПК «Заповеди Божьи. Заповедь пятая. «Чти отца твоего и матерь твою, и благо ти будетъ, и долголетен будеши на земли»».

В приложении даны пословицы и выражения по теме беседы, а также два небольших рассказа, которые можно использовать для работы на уроке.

Нужно отметить, что прекрасной иллюстрацией к содержанию беседы послужат программные произведения русской литературы, изучаемые в школе: (для среднего возраста) повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Дубровский»; рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма»; (для старшего возраста) роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», драма Островского «Гроза», роман Л.Н. Толстого «Война и мир».

И снова наш разговор мы начнём с Адама и Евы.

Ответьте мне на вопрос: Бог создал Вселенную и человека вследствие какой-то необходимости или совершенно свободно?

Ответ: свободно.

Значит, Его никто не заставлял и не побуждал творить. Он (БОГ), так как обладает полнейшей свободой, Сам принял решение создать и создал. Это первое.

Второе. Интересно: Бог обладает вечностью – это значит, что не было такого времени, когда Бога не было.

Вопрос. Что такое вечность? А что такое время?

К сожалению, отвечая на вопрос, что такое вечность, мы вынуждены констатировать, что человеческий разум не может постичь в полной мере значение этого слова.

Что такое время? Сколько времён в русском и белорусском языке мы знаем?

Ответ. Настоящее, прошедшее и будущее.

В каком времени мы живём?

Давайте порассуждаем вместе. Я говорю слова по-е-ха-ли. Начало слова по…, слово проговариваю. Дохожу до окончания – и-, а приставка «по» уже в прошлом. Такой же пример можно привести и с действием. Я вошёл в класс. Поздоровался, прошёл к столу. Стал. Стою у стола, и то действие, которое совершил до этого момента, уже в прошлом, оно совершилось и ушло в историю. Но ни в коем случае нельзя думать, что вечность – это постоянно настоящее время. Вечность, скажем так, – это вечность.

Вопрос. Так в каком тогда времени мы живём?

На мой взгляд, мы живём в прошедшем, настоящем и будущем одновременно.

Итак, Бог обладает вечностью. И в один прекрасный момент Он решает создать Вселенную, создать человека. Его никто, как мы уже с вами сказали, не побуждает создавать. Он сам решил, и Сам создал. Также мы знаем, что Бог обладает совершенным разумом; что БОГ – это любовь. Он всегда находится в блаженном состоянии. Он обладает всеми совершенствами. Если Бог вот такой, как мы сказали, и если Его никто не принуждал творить, то причина, побудившая Его создавать, в Нём самом. И причиной создания Вселенной является любовь. Желание поделиться своими благами: своей любовью, своим разумом, красотой и т.д.

Вывод: Причиной создания вселенной является любовь.

Вопрос. Причину создания вселенной Богом мы выяснили. А сейчас давайте поговорим о цели. Для чего Бог создал вселенную и человека? С какой целью Он все создал?

Бог создал Вселенную для того, чтобы все созданное Богом прославляло своего Творца. Бог все свои совершенства: красоту, любовь и другие качества – все воплотил в своих творениях. Действительно, в идеале вся природа: растения, птицы, животные, небесные светила – неповторимы. Во всем наблюдается рука Творца. Мы возьмём любой цветок и увидим в нем, как в зеркале, Творца. Природа, в отличие от человека, прославляет Бога не словом и действиями, поступками, а прежде всего своим совершенством, мудростью, как мы сказали, неповторимостью, красотой.

Человек же призван прославлять Своего творца не только своей телесной красотой, совершенством устройства тела, души, но и самой жизнью: словом, делом и помышлением. Это первая цель. И вторая. Она как бы вытекает из первой. Прославляя Своего Творца, человек должен испытывать счастье, духовное удовлетворение. Значит, вторая цель – это счастье, вечное блаженство и, в конечном результате, совершенное обожение.

Вопрос. Что такое обожение?

Это значит стать подобным Богу. Человек состоит из тела и души. Тело материально, а душа духовна. Так вот, в конечном результате тело и душа должны объединиться. Стать одним целым. Быть очень-очень похожим на Бога. Жить вечно. Это конечная цель создания человека. И как все будет, мы можем только догадываться и предполагать.

Вот мы с вами ещё раз повторили, почему Бог создал Вселенную и человека и для чего Он все создал. А сейчас вернёмся к человеку. Бог создал человека святым, безгрешным, разумным. Создал для того, чтобы человек жил вечно. Чтобы человеческая душа была светлой, чистой. Как вода в этом стакане (можно взять стакан и налить в него чистую воду).

Чтобы сердце было наполнено любовью и другими добродетелями. Оно (сердце), как зеркало, отображало бы в себе Бога. Бог при создании человека вложил в него духовные законы. И человек при жизни должен был руководствоваться этими законами. Один из таких законов – это совесть. Именно совесть подсказывает человеку, что делать, а что не делать.

И здесь случилось несчастье. Адам и Ева согрешили. Душа человеческая из светлой, чистой превратилась в грязную. Человек познал, что такое зло. Он впервые почувствовал угрызения совести. Зеркало в сердце перестало отображать Бога. Оно потускнело.

И со временем у потомков Адама и Евы этот естественный закон, совесть, совсем перестал работать.

Но когда мы говорим о грехопадении Адама и Евы, о том, что в результате этого грехопадения в мире больше не стало человека, которого создал Бог, говорим, что человеческая природа в результате грехопадения претерпела изменения, заразилось злом, мы никогда не должны забывать, с какой целью, для чего всё-таки Бог создал человека. Неужели Бог передумал и пустил весь ход истории человечества на самотёк. Мол, ты сам, человек, сделал выбор, ты не захотел жить вечно, быть счастливым, сам согрешил и выбрал смерть. Поэтому живи, как знаешь. Хочешь страдать – страдай; хочешь умирать – умирай. Нет. Бог все предвидел. Он все знал. И когда духовный закон в человеке потерял свою силу, «когда человечеству грозила крайняя степень развращения и попрание человеческого достоинства…, грозило всеобщая гибель», Бог через Моисея на горе Синай даёт закон – Десять заповедей. «Но этот закон в существе своём тот же самый закон, который неизгладимо написан на сердцах наших». «Дарование откровенного закона было свидетельством существования в человеке закона естественного. Поэтому при даровании его Господь устами Моисея сказал:» Заповедь сия… не недоступна для тебя и не далека… Но весьма близки к тебе слова сии, они (не только) в устах твоих, (но) и в сердце твоим» (Втор. 30,11–14). Весь смысл закона, который Бог дал Моисею, был вложен в духовный закон изначально, при создании человека. Именно совесть и отвечала за этот закон.

Когда человеческая совесть в греховном человеке затмилась и извратилась, то человек начал воображать себе Бога и отношения к Богу так, как ему хотелось и воображалось.

Заповеди строго определяют обязанности человека к Богу и ближнему.

Бог дал Моисею две скрижали. Все заповеди делятся на две части. В первых четырёх заповедях изложены обязанности человека к Богу: почитать единого Бога; не создавать кумиров; не унижать святого имени Божия; одну часть земной жизни употреблять на свои земные дела, а другую посвящать заботам о вечном спасении.

В остальных шести заповедях изложены обязанности человека к своему ближнему. Можно сказать, что последние шесть заповедей, содержащие в себе обязанности к ближним, являются выводом или практическим приложением первых четырёх.

Вопрос: Это понятно?

Наша вера в Бога проявляется прежде всего в отношениях к близким нам людям. Как можно любить Бога, которого не видишь, и при этом не любить тех людей, которые рядом с нами.

Первая заповедь, с которой начинаются заповеди, регулирующие отношения к ближним, это пятая заповедь. Она звучит так:

Чти отца твоего и матерь твою да благо ти будетъ, и долголетен будеши на земле.

Это мы прочитали на церковнославянском языке. На русском она будет звучать так:

Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго жил на земле.

У меня возникло несколько вопросов:

1. Чем любовь детёнышей животных к своим родителям отличается от любви детей человеческих к своим родителям.
2. Детёныши животных, когда вырастают, забывают своих родителей. У человека не должно так быть.
3. Почему заповеди, которые должны регулировать наши отношения с людьми, начинаются именно с этой заповеди. С заповеди любви и почитания родителей? Как кто думает?

Здесь обязательно необходимо дать возможность детям высказаться. Далее необходимо обобщить и сказать следующее:

А. Родители для нас самые близкие.

Б. В пятой заповеди упорядочиваются и освящаются важнейшие отношения человека к родителям, лежащие в основе всех других человеческих отношений. Это фундамент всех остальных отношений.

Сын непослушный в доме родительском и нигде не будет послушливым, – ни на службе, ни в частной жизни, ни в общежитии (2тим3.2).

Вот что говорит один из русских писателей 19 века.

«Укажите мне сына, любящего свою мать, и я вам укажу преданного друга, нежного супруга. Укажите мне человека, для которого любовь к семье не имеет никакой прелести, потому что это слишком низко для него, и я вам советую никогда не доверять ему, что он может составить счастье других»

Вопрос: Что означают эти слова? Как вы их понимаете? Как связаны в одном человеке между собой любовь к матери, любовь к другу, любовь к супругу?

В. «Человеческая сыновья любовь так естественна, что это есть первое чувство, которое возникает в человеке от младенчества его, которой развивается сердце».

Г. Бог создал Вселенную. Если бы Бог не хотел, Он бы не создал ни Вселенную, ни человека. Так и родители для ребёнка. Они уподобляются самому Богу, так как без желания родителей ребёнок не появился бы на свет. Начало Вселенной – в Боге. Начало ребёнка – в родителях.

Д. Родители для детей – люди освящённые. Они приставники от самого Бога. В воле родителей к себе дети должны видеть волю Божию.

С этим вопросом разобрались. Следующий. Пятая заповедь говорит не только об обязанностях, но также подчёркивает, к чему святое выполнение этой заповеди приведёт. Зачитываем: Чти отца и мать и хорошо тебе будет и проживёшь долгую жизнь. Напрашивается вопрос: а если не будешь чтить. Тогда будет что? А тогда плохо тебе будет и проживёшь на земле не долгую и не счастливую жизнь. Не зря Господь дал Моисею заповедь именно в таком виде. Мы все можем задуматься о своём отношении к родителям. И к чему наши отношения могут привести.

И ещё один вопрос меня волнует. Как быть: современный человек очень мало знает об этих заповедях. Говорю вам со своей личной практики. Люди не ходят в храмы, не читают Святое Писание.

Вот эта пятая заповедь, она сегодня потеряла своё значение, свою силу, свою актуальность? Она сегодня работает или не работает? И как быть, если родители ничего не знают о Боге, являются ли они проводниками воли Божией?

Предлагаю порассуждать…………………………………………………………………

А сейчас давайте поговорим, что значит «почитать». Обращаю ваше внимание на лексическое значение слова «почитать». Давайте посмотрим, что написано в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля.

Почитать; почёт, почесть.

1. Почтенье. Чествование, изъявление уважения, признание чьего-либо превосходства.

2. Оказывать почтенье или честь, почёт, изъявлять уваженье или отдавать должные, приличные почести.

Давайте подумаем, к чему же обязывает нас пятая заповедь.

Мы должны любить своих родителей. Это так. Но, говоря так, мы должны понимать, как наша любовь должна проявляться практически, в жизни.

1. Должны оказывать послушание. Если родители говорят что-то сделать, куда-то не ходить, как нам ни хочется, но мы все равно должны их послушаться. Если родители говорят не делать, не ходить, а мы все равно стоим на своём и делаем, и ходим, то будем знать, что наши хождения и наши дела к хорошему не приведут. Прямое нарушение заповеди.

Примером должен нам являться пример послушания Иисуса Христа Матери Своей и мнимому отцу Иосифу – древоделу. Первое чудо Иисус Совершил по просьбе Своей Матери: в городе Канне Галилейской претворил воду в вино.

Пример послушания Исаака своему отцу Аврааму. Из послушания к отцу он охотно позволил ему связать себя и возложить на жертвенник, соглашаясь лучше умереть от руки отца, чем ослушаться его воли.

1. Не должны мы родителям своим без нужды противоречить, отвечать им колко, с криком, насмешливой улыбкой или насмешливым тоном. Обращаться к ним угрюмым, невежливым взглядом. Обзывать. Давать клички. Упрекать. Не должны врать и воровать.

2. Вот случай, описанный в книге «Духовные посевы».

В одном поместье дочь приказчика, девочка лет пятнадцати, осмелилась с дерзостью сказать своей матери, заставлявшей её работать: «чтобы тебе, старой, глаза повылезли!» И вот, едва выговорены эти дерзкие слова, как у дочери лопнул один глаз.

«Иже злословит отца своего или матерь свою, смертью да умрёт» (Исх21.17)

3. Нехорошо делать родителям замечание за их недостатки с целью оскорбить или обвинить их.

Пример Хама, сына Ноевог. Хам насмеялся над отцом и за это был отцом наказан.

4. Грех осуждать их, упрекать в недостатках. Переговаривать в семейном кругу между братьями и сёстрами о каких-то недостатках своих родителей.

5. Должны своих родителей защищать перед другими, когда неправильно о них думают, обвиняют.

6. Оберегать от малейшей досады, неприятности.

7. Нужно во время разлуки почаще звонить, приезжать, давать о себе знать, справляться об их здоровье.

8. Когда родители состарятся, должны за ними смотреть, ухаживать, снисходительно относиться.

9. Должны молиться за родителей, когда они умрут.

10. Когда родители наказывают, должны наказание воспринимать должным образом: с любовью и терпением. Наказание переносить стойко и с пониманием. Во время наказания родителей в мыслях не поносить и не обзывать, не угрожать. Стараться всем сердцем почувствовать свою вину и правильность наказания. Должны воспитывать чувство благодарности за наказание. Ведь родители не хотят детям зла. Они желают своим детям только хорошего.

Слова из «Домостроя»: «Наказывай сына своего в юности его и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей; и не жалей, бей ребёнка; если прутом посечёшь его, не умрёт, но здоровей будет, ибо ты, наказывая тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочери у тебя, будь с ними строг, тем сохранишь их от греха: чтобы не посрамила лица своего, пусть в послушании ходит».

Соломон: «Иже щадит жезл, ненавидит сына своего» (Притч.8.24)

«Безумный ругается наказанию отчему» (Притч.1.8)

11. Дети не должны мстить, помнить обиды на родителей.

Вывод: Все это дети должны выполнять. Этому обязывает пятая заповедь. Если дети по каким-то причинам сознательно нарушают пятую заповедь, то они того не понимая, делают себе зло. Сокращают свою жизнь.

Аминь. И Богу слава.

Приложение

«Кто родителей чтит, того Бог наградит».

«Духовное родство пуще плотского».

«Дети-благодать божия».

«У кого детей много, тот не забыт у Бога».

«Детушек воспитать – не курочек пересчитать».

«Первый сын Богу, второй царю, третий себе на пропитание».

«Один сын-не сын, два – не кормильцы».

«Не учили, когда поперёк лавки лежал, а во всю вытянулся, так не научишь».

«Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил».

«Не поживут дней своих, иже прогневят отца и мать».

«Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит». «Родительское слова мимо не молвится».

«Глупому сыну и родной отец ума не пришьёт».

«На свете все найдёшь, кроме отца и матери».

«Родительское благословение на воде не тонет, в огне не горит». «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает».

«Материнская молитва со дна моря достанет».

ВЕЛИКОДУШНАЯ ДОЧЬ (БЫЛЬ)

В одной стране был обычай отрубать руки всякому, кого уличат в краже. Попался раз в этом знатный вельможа, царский любимец. Не мог царь отступить от старинного обычая и велел наказать преступника.

Но вот накануне казни является во дворец маленькая девочка, дочь этого вельможи, и просит со слезами допустить её к царю. Царедворцы исполнили её просьбу. Девочка упала на колени перед грозным владыкой.

– Великий государь, – сказала она в страхе, – отец мой присуждён остаться без рук – так вот, отрубите мои руки.

У царя были свои дети, и ему понравилось, что маленькая девочка так любит отца.

– Пусть будет так, как ты просишь, – сказал царь. – Но ты можешь отказаться от казни, хотя бы в самую последнюю минуту.

На другой день девочку повели на двор казни. Среди двора стояла обрызганная кровью плаха, а возле – палач с мечом. Побледнела девочка, смутилась на минуту… но скоро овладела собой, подошла к плахе и протянула свои ручонки.

Палач крепко привязал её руки к плахе ремнями. Девочка не проронила ни слова. Палач поднял меч, а она закрыла глаза… Меч сверкнул и опустился, не задев и края пальцев.

– Царь прощает отца твоего за любовь великую твою! – объявил посланный от царя. Отворились двери тюрьмы: бежит к дочери отец, целует у неё руки, слезами их обливает. На другой день царь объявил народу указ об отмене навеки жестокого старого обычая. А на дворе казни по царскому приказу поставили столб с мраморной доской, и на ней золотыми буквами написали, как дочь готова была отдать свою жизнь за жизнь отца; а в конце прибавили такие слова: «Счастливы отцы, у которых такие дети!»

БРАТ И СЕСТРА

Серёжа и Аннушка остались дома одни, и брат сказал сестре: «Пойдём поищем, не осталось ли в доме чего-нибудь вкусного, и полакомимся.» – «Если б ты меня повёл в такое место, где нас никто не увидит, то, пожалуй, я пошла бы с тобою», – отвечала Аннушка. «Пойдём в кладовую: там мы найдём что-нибудь хорошенькое, и никто нас не увидит.» – «Нет, Серёжа, там может увидеть нас сосед: он колет на дворе дрова.» – «Ну так пойдём в кухню, – уговаривал Серёжа сестру, – там стоит целый горшок мёду, и мы намажем себе по большому ломтю хлеба».

«В кухне увидит нас соседка: она, верно, теперь сидит у окна и прядёт».

«Ах, какая ж ты трусиха, Анюта, – сказал маленький лакомка, – пойдём, если так, в погреб кушать яблоки; там уж, наверное, нас никто не увидит.» – «Ах, милый Серёжа, неужели ты думаешь, что в погребе уже никто нас не увидит? Разве ты не думаешь о Том, Кто видит через стены и от Которого и в темноте нельзя скрыться?» Серёжа испугался. «Правда твоя, сестрица, – сказал он. – Бог видит нас и там, где человеческий глаз ничего не видит; а потому ни наедине, ни в темноте не должны мы делать ничего такого, чего не смогли бы сделать при других и при свете».

 

Скачать документ Word

(257)