Пятая заповедь. О почитании родителей

Тема беседы: Пятая заповедь. О почитании родителей.
(Для младших и средних классов)

Сегодня мы с вами поговорим о пятой заповеди.

Чти отца твоего и матерь твою да благо ти будетъ, и долголетен будеши на земле.

Это мы прочитали на церковнославянском языке. На русском она будет звучать так:

Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго жил на земле.

Вопрос: Что мы называем заповедями? Откуда они появились? Кто что знает и кто что может нам рассказать?

Справка: Заповедь. Слово образовалось в славянских языках с первоначальным значением – «то, что сообщено».

Синонимы: завет, завещание, наказ, повеление, положение, правило, предначертание, предписание, распоряжение.

Объяснение: Заповедями мы называем правила, соглашения, которые были сообщены Богом людям. И их обязательно нужно соблюдать. Несоблюдение, нарушение заповедей обычно влечёт за собой наказание.

Мы начали нашу беседу с того, что назвали заповедь, которая говорит нам о необходимости почитать своих родителей.

Вопрос: Скажите, откуда появилась эта заповедь?

Ответ. Эту заповедь людям дал сам Бог.

Вопрос: А Бог дал людям только эту одну заповедь или ещё есть другие?

Ответ. Есть другие.

Вопрос: Сколько ещё Господь дал заповедей?

Ответ. Всех десять.

Вопрос: Каким образом Бог дол людям заповеди?

Если кто забыл, мы сейчас вспомним, как все было.

Человека, через которого Господь дал людям десять заповедей, звали Моисеем. Имя Моисей значит «найденный, извлечённый из воды». Прошу обратить ваше внимание на экран (На экране картинка: на воде стоит корзина, а в корзине лежит младенец). Я сейчас коротенько расскажу вам небольшую историю о рождении, спасении и жизни Моисея.

В то далёкое время, когда родился Моисей, израильский народ находился в плену у египтян. Египтяне страшно не любили израильтян. Они обходились с ними очень жестоко и бесчеловечно. Израильтяне очень много работали. Делали кирпичи, а из кирпичей возводили дома и сооружали стену вдоль границы. В семьях у израильтян всегда было много детей и фараон (император, президент) египтян опасался, что израильский народ приумножится, не захочет работать, станет протестовать, устроит бунт, переворот в государстве, захватит власть и все может тогда измениться: египтяне попадут в рабство к израильтянам. Чтобы так не случилось, фараон издал страшный указ. Он приказал умерщвлять всех младенцев мужского пола, как только они появятся на белый свет.

И вот в одной семье родился мальчик. С одной стороны, мама, отец, старшая сестрёнка, были очень рады рождению сына и брата, а с другой стороны они прекрасно понимали, что как только слуги, воины фараона узнают о рождении мальчика, они тотчас прямо на глазах матери и всей семьи убьют его. Что делать? Как спасти ребёнка? И Господь вразумил мать, подсказал ей, что нужно сделать, чтобы спасти младенца.

Мама малыша не раз видела, как дочь фараона вместе с прислугой в жаркую погоду приходили купаться к воде на одно и то же место. Она также знала, что дочь фараона очень хороший человек. Мать младенца взяла корзину. Вымазала её смолой, чтобы корзина не промокла и не утонула. Постелила в корзину пелёнку, чтобы малышу было мягче и положила своего сыночка. Взяла корзину и отнесла на то места, куда приходила купаться дочь фараона. И поставила корзину с малышом в воду. А старшей дочери приказала сидеть в камышах и наблюдать за корзиной. В обычное время дочь фараона действительно вместе с прислугой пришли к воде, чтобы освежиться, искупаться. А корзина в это время немножко отплыла от берега и скрылась в камышах. Малышу захотелось есть. Он стал громко плакать. Дочь фараона и прислуга услышали, что где-то недалеко плачет ребёнок. Они стали искать. И скоро нашли корзину, а в корзине лежал и плакал еврейский ребёнок. Дочь фараона догадалась, что это дитя кого-то из израильтян, и что родители таким именно способом пытается спасти от смерти своего ребёнка. Младенец понравился дочери фараона, она пожалела его и решила забрать себе, усыновить. Но вот вопрос: ребёнок хочет есть. Ему нужно материнское молоко. Ведь тогда не была молочных смесей для детей, как сейчас. Нужно было срочно найти израильтянку, у которой есть молоко, чтобы она могла вскормить подкидыша. И как только дочь фараона стала этот вопрос обсуждать с прислугой, с камышей вышла старшая сестра мальчика и сказала, что она знает такую женщину, у которой есть грудное молоко. Как вы думаете, кого девочка имела в виду? Конечно, свою мать. Мать этого младенца. Выслушав девочку, дочь фараона повелела ей немедленно привести ту женщину. Кода девочка с матерью вернулись, дочь фараона отдала ребёнка матери. Сказала, чтобы она кормила его молоком. Дочь фараона пообещала женщине, что даже заплатит ей за то, что та будет кормить найденного ребёнка, и когда малыш подрастёт, то заберёт его к себе во дворец. Никто и не догадался, что эта израильтянка и есть настоящая мать найденного ребёнка. Малыша назвали Моисеем, что значит «извлечённый из воды». Вот такая чудная история произошла с Моисеем.

Моисей жил в семье фараона. Получил прекрасное образование. Он знал, что принадлежит к израильскому народу. Ему было тяжело смотреть, в каком рабском положении находятся его соотечественники. И однажды, когда он шёл по улице, увидел, как один египтянин бьёт израильтянина. Моисей заступился за израильтянина и убил египтянина. И как только это случилось, он понял, что ему опасно возвращаться во дворец. Он совершил убийство и, если об этом убийстве сообщат фараону, ему грозит смертная казнь. Моисей решил не возвращаться. Он ушёл жить в другую страну. Очень скоро Моисей повстречал красивую девушку. Женился. У них родилось двое детей. Моисей занимался скотоводством. И вот однажды, когда он пас овец, недалеко от себя увидел куст, который горел настоящим огнём и не сгорал. Моисей подошёл поближе, чтобы посмотреть. И в это время Господь объявил Моисею, что посылает его в Египет с целью вывести избранный народ с рабства.

Моисей не мог не послушаться Бога. Он оставил семью, свои стада и направился в Египет выполнять то, что повелел ему Бог. Бог также пообещал Моисею, что всегда будет ему помогать.

Моисей, с помощью Божьей, выполняет Божие благословение. Израильский народ выходит из Египта, спасается от фараона и освобождается от рабства. На третий месяц после выхода с Египта, израильтяне пришли в Синайскую пустыню и расположились станом напротив горы. Моисей взошёл на гору Синай. И Господь сказал Моисею, чтобы он возвестил всему народу от имени Бога: «Вы видели, что я сделал с египтянами и как я спас вас. Если вы будете слушаться Меня и соблюдать Мои заповеди, то будете Моим избранным народом пред всеми другими и будете у Меня царством священным и народом святым». А также Моисею было сказано, что на третий день Господь сойдёт на гору Синай. И чтобы Моисей со всех сторон горы провёл черту(линию). И строго-настрого, под страхом смерти, запретил людям переступать эту черту и прикасаться к горе. Моисей спустился и передал народу слова Бога, а также сказал, чтобы все люди вымыли свои одежды, два дня постились, молились и подготовились к третьему дню, потому что третий день Сам Бог будет говорить с израильтянами.

На третий день с утра послышался гром, стали сверкать молнии, и густая тьма обложила гору; раздавался трубный звук, который становился сильнее и сильнее. Весь народ трепетал. И повёл Моисей народ поближе к горе. Все остановились у подошвы горы. Гора, как я уже говорил, со всех сторон окружена была чертою, переступать которую было запрещено под страхом смерти. Народ видел, что гора Синай с самых оснований своих колеблется и от неё восходит дым, как бы от печи, потому что на неё в густом облаке и в огне сошёл Господь. Моисей же, по повелению Божию, поднялся на вершину горы.

Господь говорил Моисею, и весь народ слышал голос самого Бога.

– Я Господь, Бог Твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу…

И так далее. Господь громко проговорил все десять заповедей. Бог говорил, а люди все это время стояли и трепетали от ужаса. И от страха отступили от горы и стали вдали. Когда Моисей вернулся, старейшины израилевы подошли к нему и сказали:

– Вот Бог показал нам славу Свою, мы слышали и голос Его с огня. Мы чувствуем, что невозможно никакому смертному существу слышать Бога, как слышим мы, и остаться в живых. Лучше приступи ты и слушай все, что скажет тебе Бог наш, а потом пересказывай нам: мы будем слушать тебя и все исполнять.

– Не бойтесь, – сказал Моисей, – Бог испытывает вас. Наводит на вас страх, как бы удерживает вас от преступления, от нарушения заповедей.

После беседы со старейшинами Моисей снова поднялся на вершину горы. И там принял от Бога различные законы, относившиеся к церковному и гражданскому устройству народа Божия. А когда сошёл с горы, все записал в книгу, которая называется Библия.

Сразу по своём возращении Моисей принёс Богу жертву. Когда он приносил жертву Богу, народ клялся, что будет исполнять все то, что повелел им соблюдать Бог.

Потом Господь сказал Моисею, чтобы он снова поднялся на гору и был там. Господь сказал пророку, что на горе Он даст скрижали каменные, на которых и будут написаны заповеди.

Моисей взошёл на самую вершину горы. Сорок дней Моисей был на горе. По окончании сорока дней Господь дал ему две скрижали, на которых перстом (рукой) Божиим были начертаны (высечены) все десять заповедей, которые Господь изрёк вслух перед всем народом. В это же время Моисей получил наставление от Бога, как устроить скинию, походный храм. Чтобы в скинии народ мог молиться Богу и приносить Ему жертвы.

Между тем народ, видя, что Моисея долго нет, думал, что с ним что-то случилось, и он больше никогда не возвратится. Тогда израильтяне решили сделать себе своего бога. И чтобы этого бога всегда несли впереди народа. Для этого у всех женщин были собраны золотые украшения: кольца, серьги – и отлит золотой телец. И когда был отлит золотой телец, народ говорил: «Вот бог, который вывел нас из земли Египетской». На другой день перед тельцом были принесены жертвы. Народ стал пить есть и играть.

У нас может возникнуть вопрос: почему израильский народ так быстро забыл о своих обещаниях Богу?

Ответ очень прост. Израильтяне долгое время были в рабстве у египтян. А среди египетского народ было очень широко распространено идолопоклонство: поклонение тельцу. И несмотря на то, что израильтяне вышли с Египта, в памяти их твёрдо сохранились те обычаи и традиции, которые они ещё недавно видели, и обычаи, в которых израильтяне сами принимали активное участие. А молодое поколение и вовсе было воспитано на языческих традициях и обычаях. Прошло ещё слишком мало времени, чтобы все забылось и изгладилось из народной памяти. И поэтому народ так быстро и легко совратился.

Бог же, конечно, все видел, все знал, что происходит среди народа. И разгневался на народ. Он (Бог) сказал Моисею, что народ, который Он вывел с Египта, жестокий. Он совратился с пути, нарушил заповеди и покланяется ложному богу, идолу. Моисей стал молиться Богу, чтобы Бог не наказывал народ. Бог послушал Моисея. Когда Моисей спустился с горы, то увидел идола и увидел, как народ пляшет вокруг тельца. Моисей в гневе на виду у всего народа бросил о землю скрижали, и они разбились. Потом взял тельца, которого сделали израильтяне, разбил его и стер в пыль. Пыль высыпал в воду и заставил израильтян пить эту воду. Долгое время молил Бога, чтобы Господь простил народ. И Господь услышал молитву пророка. И сказал Господь Моисею, чтобы он вычесал себе две скрижали, подобные прежним, и чтобы снова поднялся на гору, и Господь на новых скрижалях напишет заповеди, которые были написаны на прежних. И на следующее утро чтобы был готов подняться на гору.

Моисей все сделал, что ему поручил Бог. А утром взошёл на гору. И сорок дней и ночей умолял Бога не наказывать народ. Говорил Богу, что если Он решил наказать народ, то пусть накажет и его, вождя народа. Бог простил людям их согрешения. Сказал, что накажет только тех, кто виноват в злодеянии. После этого Бог снова дал Моисею скрижали, на которых были написаны десять заповедей. Моисей спустя сорок дней вернулся к народу. Люди уже не нарушали своего обещания Богу и со смирением ожидали возвращения с горы своего вождя.

Вот таким образом израильский народ получил от Бога десять заповедей, получил откровенный закон. Господь заключил с израильским народом завет, соглашение. Сказал, что если народ будет все исправно выполнять, то станет народом святым.

Мне бы хотелось напомнить вам историю сотворения Богом человека: Адама и Евы. Ведь Бог, когда создал первых людей, также заключил соглашение с человеком. Тогда Господь не давал скрижали и не было какого-то письменного закона. Не было грома, молний, дыма, огня. Бог дал заповедь послушания и внутренний естественный закон – чистую неповреждённую совесть. И человек должен был жить по совести в послушании Богу: не нарушать заповедь, которая запрещала вкушать плоды с древа познания добра и зла.

Но нужно сказать, что долгое рабское положение израильского народа оставило глубокий след в сознании и духовном состоянии израильского народа. Тот духовный закон, который был вложен в человека при его сотворении, в израильском народе потерял силу. Ещё раньше, до египетского рабства, неписаные заповеди сохранялись в сердцах людей. Передавались из поколения в поколение. И так случилось, что пожилые люди, дедушки и бабушки, а также молодые, ничего не помнили и не знали о том, как нужно правильно жить, как нужно верить в Бога, молиться, выстраивать свои взаимоотношения с Богом и с близкими людьми…, И Бог решил обновить тот забытый духовный, естественный закон, законам откровенным. Бог решил дать людям заповеди. Установить правила, по которым все люди должны жить. Бог решает заключить с Богоизбранным народом завет, соглашение. Восстановить союз с людьми, который был разорван в результате непослушания Адама и Евы, разрушен в результате грехопадения.

Вот мы с вами коротко рассмотрели, как Бог дал людям заповеди, заключил завет, восстановил союз. А сейчас более подробно поговорим о том, что это были за заповеди.

Как мы уже сказали, Бог дал Моисею две скрижали, на которых были написаны десять заповедей. Все заповеди делятся на две части. В первых четырёх заповедях изложены обязанности человека к Богу: почитать единого Бога; не создавать кумиров; не унижать святого имени Божия; одну часть земной жизни употреблять на свои земные дела, а другую посвящать заботам о вечном спасении.

В остальных шести заповедях изложены обязанности человека по отношению к своему ближнему. Можно сказать, что последние шесть заповедей, содержащие в себе обязанности к ближним, являются выводом или практическим приложением первых четырёх.

Наша вера в Бога проявляется прежде всего в отношениях к близким нам людям. Как можно любить Бога, которого не видишь, и при этом не любить тех людей, которые рядом с нами.

В первых четырёх заповедях, как мы уже говорили, изложены обязанности к Богу. Начиная с пятой и по десятую изложены обязанности к своему ближнему.

Вопрос: Как вы думаете, почему вторая часть всех заповедей начинается с заповеди о почитании родителей?

Ответ детей. Обычно дети говорит, что мама и папа самые близкие нам люди.

Объяснение учителя.

А. Действительно, папа и мама для нас самые близкие.

Б. В пятой заповеди упорядочиваются и освящаются важнейшие отношения человека к родителям, лежащие в основе всех других человеческих отношений. Это фундамент всех остальных отношений.

Сын непослушный в доме родительском и нигде не будет послушливым, – ни на службе, ни в частной жизни, ни в общежитии (2тим3.2).

Если ребёнок научится слушаться маму и папу, научится их уважать, любить, защищать, охранять, то он будет слушаться, уважать, любить, почитать и своих учителей, и не только учителей, а вообще всех старших. Будет уважать сверстников, помогать другим людям. Почитание родителей – фундамент, основание почитания людей, которые живут рядом.

В. «Человеческая сыновья любовь так естественна, что это есть первое чувство, которое возникает в человеке от младенчества его, которой развивается сердце».

Ребёнок ещё не умеет говорить. Его ещё никто не учил почитать своих родителей, не учил любить, а он уже с самого рождения любит родителей и проявляет неподдельную радость, когда мама и папа рядом.

Г. Бог создал Вселенную. Если бы Бог не хотел, Он бы не создал ни Вселенную, ни человека. Так и родители для ребёнка. Они уподобляются самому Богу, так как без желания родителей ребёнок не появился бы на свет. Начало Вселенной – в Боге. Начало ребёнка – в родителях.

Д. Родители для детей – люди освящённые. Они приставники от самого Бога. В воле родителей к себе дети должны видеть волю Божию.

Вывод: Вот мы с вами и выяснили, почему именно эта заповедь о почитании родителей стоит на первом месте.

Вопрос. У меня есть ещё один интересный вопрос. Чем любовь детёнышей животных к своим родителям отличается от любви детей человеческих к своим родителям.

Детёныши животных, когда вырастают, забывают своих родителей. У человека не должно так быть.

Ещё хочу обратить ваше внимание на то, что Господь обещает тем, кто будет свято выполнять заповедь. Он обещает, что такому человеку будет хорошо, и он проживёт долгую и хорошую, счастливую жизнь. А если наоборот, если человек не будет почитать своих родителей, то ему будет плохо. И проживёт он недолго и жизнь его будет не счастлива. Посмотрите, все в наших руках.

Поэтому будем стремиться выполнять эту святую пятую заповедь: почитать своих родителей, любить их, слушаться, помогать, защищать, уважать, ни в коем случае не оскорблять, не расстраивать, не обманывать, не хитрить, грубо и непочтительно с ними не говорить, не кричать, не обзывать, не делать им больно, а приносить им только радость и утешение.

И от того, что мы будем все это делать, и нам также будет хорошо и радостно.

А сейчас я прочитаю вам несколько пословиц, в которых раскрывается смысл пятой заповеди. Придуманы они самим народом.

Пословицы

«Кто родителей чтит, того Бог наградит».

«Не учили, когда поперёк лавки лежал, а во всю вытянулся, так не научишь».

«Не поживут дней своих, иже прогневят отца и мать».

«Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит».

«Глупому сыну и родной отец ума не пришьёт».

«На свете все найдёшь, кроме отца и матери».

«Родительское благословение на воде не тонет, в огне не горит». «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает».

А сейчас я зачитаю вам несколько рассказиков о том, как дети, герои этих произведений, выполняли пятую заповедь, почитали своих родителей.

ВЕЛИКОДУШНАЯ ДОЧЬ (БЫЛЬ)

В одной стране был обычай отрубать руки всякому, кого уличат в краже. Попался раз в этом знатный вельможа, царский любимец. Не мог царь отступить от старинного обычая и велел наказать преступника.

Но вот накануне казни является во дворец маленькая девочка, дочь этого вельможи, и просит со слезами допустить её к царю. Царедворцы исполнили её просьбу. Девочка упала на колени перед грозным владыкой.

– Великий государь, – сказала она в страхе, – отец мой присуждён остаться без рук – так вот, отрубите мои руки.

У царя были свои дети, и ему понравилось, что маленькая девочка так любит отца.

– Пусть будет так, как ты просишь, – сказал царь. – Но ты можешь отказаться от казни, хотя бы в самую последнюю минуту.

На другой день девочку повели на двор казни. Среди двора стояла обрызганная кровью плаха, а возле – палач с мечом. Побледнела девочка, смутилась на минуту… но скоро овладела собой, подошла к плахе и протянула свои ручонки.

Палач крепко привязал её руки к плахе ремнями. Девочка не проронила ни слова. Палач поднял меч, а она закрыла глаза… Меч сверкнул и опустился, не задев и края пальцев.

– Царь прощает отца твоего за любовь великую твою! – объявил посланный от царя. Отворились двери тюрьмы: бежит к дочери отец, целует у неё руки, слезами их обливает. На другой день царь объявил народу указ об отмене навеки жестокого старого обычая. А на дворе казни по царскому приказу поставили столб с мраморной доской, и на ней золотыми буквами написали, как дочь готова была отдать свою жизнь за жизнь отца; а в конце прибавили такие слова: «Счастливы отцы, у которых такие дети!»

Настя, дочь кондуктора

Настя была дочерью кондуктора конно-железной дороги. Матери у неё не было. Каждый день до школы Настя носила отцу на место стоянки вагонов горячий кофе и завтрак.

Однажды перед Рождеством, когда уроков в школе не было, Настя принесла отцу обед-горшочек щей и стопку горячих блинов. Наскоро покушав щей, кондуктор принялся было за блины. Как раздался звонок подъехавшего вагона – есть было некогда.» Неси, Настя, блины домой; ужо дома поем!» – сказал кондуктор и стал подниматься на империал (место наверху вагона). Настя пригнула в вагон.» После съест», – думала она, стараясь выдвинуть ящик из-под скамейки. Ящик, как на зло, не поддавался. «Положу на скамейку. Ничего, Бумага толстая; сейчас папа сойдёт. Увидит. Спрячет и съест на остановке.» Раздумывать было некогда: в эту минуту конка тронулась. Настя. Положив свёрток на скамейку, выскочила на ходу и побежала домой переодеваться, чтобы идти к учительнице украшать ёлку.

Весело возвращаясь Настя из школы, быстро вбежала на лестницу и невольно остановилась у двери, заслышав голоса:» Вот, – рассказывала хозяйка, – доехала барыня до места. Встала и пошла к двери, а тут женщина какая-то как ахнет: «Тельмочку-то, барыня, запачкали!» А тальма-то светлая. Новенькая. Как думаешь? Публика тоже вступилась. Что же, говорят, за порядки! За контролёром послали. Тот сердится, да и Архипыч-то не смолчал, ну и пошло, пошло!..» «И что же?» – послышался голос соседки. Настя замерла от страха. «От места отказали голубчику.» Руки и ноги похолодели у Насти, и она схватилась за ручку двери. Хозяйка выглянула:» Настенька, горе то нас какое», – начала она и не договорила, взглянув на помертвевшее лицо девочки.

Рождественский сочельник. Воет. Гудит непогода, сыплет в лицо прохожих мелкой морозной пылью. Но на улице, несмотря на ненастье, шум и движение. Маленькая девочка пробирается сквозь толпу. Лицо её бледно и озабочено. Быстро проходит она улицу за улицей и останавливается наконец перед большим домом с широким подъездом.

– Здесь живёт начальник конно-железной дороги? – робко спрашивает она у швейцара.

– Здесь. Иди по чёрной лестнице во второй этаж, направо.

Правая дверь второго этажа была открыта. Настя проскользнула в неё и остановилась на пороге кухни. Кухарка в белом переднике стояла у плиты, мешая что-то в большой кастрюле.

– Анна Алексеевна, что же так долго? – раздался вдруг звонкий детский голосок, и в дверях кухни показалась девочка лет восьми, одетая в белое платье с лиловым поясом. – Что же так долго? Ах, что за девочка?

И прежде чем кухарка успела повернуться в Настину сторону, девочка очутилась около двери.

– Ты, верно, к папе из приюта?

– Нет, – отвечала Настя, – мне нужно того господина, который главный в конно-железных.

– Так это мой папа. Пойдём, папа дома, – и взяв Настю за руку, она повела её за собой.

– Барышня. Барышня, Женечка, пусть девочка здесь подождёт.

НО Женечка не слушала и вела Настю по длинному коридору. Она остановилась у двери, отворила её и, оставив Настю в большой, богато убранной комнате, убежала. Прошло несколько минут тягостного ожидания. Вдруг в комнату вошла Женя, а с ней высокий господин средних лет.

– Вот девочка! – сказала Женя, взяла Настю за руку и подвела к отцу. Настя собрала все своё мужество.

– Господин начальник, – сказала она робко, – папа мой не виноват, это я положила блины на скамейку.

– Какие блины, девочка?

Тут Настя не выдержала и зарыдала, закрыв лицо руками и вздрагивая всем телом. Господин растерялся, не понимая, чего хочет от него маленькая девочка. Он опустился на стул, привлёк Настю к себе и стал тихонько ласкать её вздрагивающие плечики.

– Перестань, девочка, расскажи на, кто твой отец и какая беда с ним случилась?

Слова эти были сказаны так нежно и ласкова, что Настя скоро успокоилась и начала свой рассказ обстоятельно и подробно. Она назвала линию, по которой ездил её отец, его номер, имя и фамилию; рассказала, как отец говорил ей: «Настя, Настя, блины домой», как дама испортила тальму, и контролёр пригрозил её отца отставкой от должности.

– Господин начальник! Накажите меня, я очень виновата, а папа мой ничего не сделал, – закончила Настя, виновато опустив голову.

Высокий господин молчал. Молчала и Женя, прижавшись к отцу. Няня, вошедшая в гостиную, тихонько утирала слезы.

– Женя, – вдруг сказал господин, – если бы с твоим папой случилось большое несчастье, пошла ли бы ты защищать его, согласилась бы быть наказанной вместо него? А, дочка моя?

– Да, – твёрдо и серьёзно отвечала девочка.

Лицо его просияло. Он привлёк дочь к себе и сказал ей что-то на ухо.

– Настя, – сказала Женя, – мой папа говорит, чтобы ты больше не плакала. Мой папа не позволит обижать твоего.

Настя со страхом и надеждой подняла глаза на высокого господина. «Да» – прочла она в его ласковой улыбке.

И вдруг все повеселели и заговорили. В комнате точно светлее стало. Так, по крайней мере, казалась Насте, с души которой свалилось тяжёлое бремя.

«Спаси, Господи, доброго господина и маленькую барышню», – шептала Настя, выйдя на улицу.

«Спаси их, Господи!» – повторяла она, крестясь на церковь, сиявшую огнями.

Много, много раз в этот вечер и долго после того повторялись слова эти в семье кондуктора, куда снова вернулись спокойствие и довольство.

После чтения ещё раз называем заповедь и делаем вывод. Анализируем рассказ. Задаём вопросы.

Если время осталось, можно почитать.

БРАТ И СЕСТРА

Серёжа и Аннушка остались дома одни, и брат сказал сестре: «Пойдём поищем, не осталось ли в доме чего-нибудь вкусного, и полакомимся.» – «Если б ты меня повёл в такое место, где нас никто не увидит, то, пожалуй, я пошла бы с тобою», – отвечала Аннушка. «Пойдём в кладовую: там мы найдём что-нибудь хорошенькое, и никто нас не увидит.» – «Нет, Серёжа, там может увидеть нас сосед: он колет на дворе дрова.» – «Ну так пойдём в кухню, – уговаривал Серёжа сестру, – там стоит целый горшок мёду, и мы намажем себе по большому ломтю хлеба».

«В кухне увидит нас соседка: она, верно, теперь сидит у окна и прядёт».

«Ах, какая ж ты трусиха, Анюта, – сказал маленький лакомка, – пойдём, если так, в погреб кушать яблоки; там уж, наверное, нас никто не увидит.» – «Ах, милый Серёжа, неужели ты думаешь, что в погребе уже никто нас не увидит? Разве ты не думаешь о Том, Кто видит через стены и от Которого и в темноте нельзя скрыться?» Серёжа испугался. «Правда твоя, сестрица, – сказал он. – Бог видит нас и там, где человеческий глаз ничего не видит; а потому ни наедине, ни в темноте не должны мы делать ничего такого, чего не смогли бы сделать при других и при свете».

 

Скачать документ Word

(1471)