Жертвенность и преданность своей вере как составляющие любви на примере жизни святой праведной Софии Слуцкой

Тема: Жертвенность и преданность своей вере как составляющие любви на примере жизни святой праведной Софии Слуцкой.

Цели:

– дать представление о жизни святой праведной Софии Слуцкой;

– показать, какую важную роль в жизни человека и всего народа играет вера, уважение традиций предков, сохранение этих традиций;

– воспитывать в детях патриотизм, любовь к Родине.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Аналитическая беседа (священник преподносит материал, при этом часто задаёт вопросы детям, тем самым побуждает их думать. Вопросы должны носить аналитический характер).

Возможный вариант беседы:

Вопрос: Какую роль в жизни человека играет вера в Бога?

Если ли разница, к какой конфессии принадлежать?

У деда Софии Слуцкой Юрия II было три сына: Юрий III, Симеон и Александр. Перед смертью Юрий Юрьевич Олелькович составил завещание, в котором, в частности, сделал одно принципиально важное указание: «Дети, под страхом отеческого проклятия, должны всегда оставаться верными Православию. При нарушении же воли завещателя лишаются права на наследство».

Вопрос: Почему Юрий II написал такое завещание?

(Вера было стержнем, фундаментом, основой).

А сейчас что мы наблюдаем?

Два сына: Ян-Симеон и Александр нарушили завещание отца. Они перешли в католическую веру. Мать Екатерина Тенчинская согласилась на этот шаг своих сыновей. Она была католичкой. Наследства их не лишили. Но они прожили короткую жизнь. Подобные измены в те времена были явлением довольно распространённым среди представителей литовско-белорусской знати. Это было связано с политикой вытеснения Православия в Великом княжестве Литовском.

Вопрос: Как вы относитесь к тому, что сыновья не выполнили завещание отца?

Слушайте другую историю. София Слуцкая была православной, Януш, её муж, был кальвинист (протестант). НО! После смерти Софии Януш продолжал на Слуцких землях поддерживать Православие, подтверждая грамотами завещанные княгиней Софией церковные традиции. В одной из грамот, в частности, говорилось: «…церкви и монастыри религии старорусской в имениях моих по-прежнему должны быть сохраняемы и потомки мои должны соблюдать, дабы не последовало в том никакой перемены».

Вопрос: О чём эта грамота говорит нам?

О том, что Януш любил Софию. Её нет, а он продолжает свято хранить о ней память, сохраняя то, о чём она так беспокоилась при жизни. Мы знаем, что он принадлежит к другой конфессии.

Вопрос: почему «не должно последовать никакой перемены»?

Вопрос: Думали ли вы над тем, что можете когда-нибудь изменить свою веру?

Если встретите человека и полюбите его, будет ли играть роль, к какой конфессии он или она принадлежит?

Слушайте меня внимательно! София родилась 1 мая, а 6 мая умирает её отец Юрий Юрьевич Олелько. Значит, когда София родилась, отец был уже тяжело больным, умирал. Он прекрасно понимал, что его жена Барбара через несколько дней овдовеет и у неё на руках останется маленький ребёнок. В то время существовал закон об опекунстве. Смысл его был такой: если у молодой женщины умирал муж, и у неё на руках оставались малолетние дети, то вдова автоматически становилась опекуном детей. Это значило, что она не могла выйти замуж, пока дети не достигнут совершеннолетия. Если же она все-таки выходила замуж, то детей у неё забирали. Детям государство назначало опекунов. Вдова лишалась всего имущества. Юрий заботится о своей молодой жене и о своей дочери. Он назначает дочери Софии опекунов и подписывает все документы, тем самым развязывая руки Барбаре. Это значит, что через некоторое время она (вдова) может выйти замуж. Что впоследствии и совершилось. В 1588 году Барбара Кишка вышла замуж за гомельского старосту Андрея Сапегу.

До 1588 года маленькая София жила с матерью. Кода мать вышла замуж за Сапегу, Софию забрали опекуны (Юрий Ходкевич).

Вопрос: Ваше отношение к такому закону?

Как вы относитесь к тому, что Юрий на смертном одре назначает опекунов дочери? Он подписывает все документы, это значит, что он соглашается с тем, что Барбара спустя шесть месяцев может выйти замуж. Почему шесть месяцев. Опять же закон запрещал вдове выходить замуж, если после смерти мужа не пройдёт 6 месяцев. Он соглашается с тем, что его дочь будут воспитывать другие люди.

Вопрос: Легко ли ему было подписывать договор об опекунстве?

Давайте представим, что Юрий не успел назначить опекунов Софии, как бы тогда могли развиваться события? Давайте порассуждаем. (Идёт рассуждение).

Если бы Барбара стала опекуном своего ребёнка и в то же время полюбила Андрея? Что бы было тогда?

Правильно ли поступил Юрий? Оцените его поступок? (Он поступил мудро).

В 1588 г. Барбара Кишка выходит замуж за Андрея Сапегу. Софию забирают к себе Ходкевичи, назначенные опекуны. Вскоре умирают дяди Софии. Все наследство переходит Софии. Она становится одной из богатых невест Речи Посполитой. Ходкевичи решили найти достойную партию для Софии. Богатое приданое привлекло внимание многих магнатов, в том числе Криштофа Радзивилла, «Перуна», воеводы Виленского. Женой Криштофа была бабушка Софии Слуцкой Екатерина Тенчинская, от которой у него были дети, а сам Януш (будущий супруг Софии) являлся правнуком Александры Семёновны Олельковны.

Разберёмся, кто есть кто! Екатерина Тенчинская – мама князя Юрия, отца Софии Слуцкой. Это ясно. Когда её супруг умер, она второй раз вышла замуж.

Криштофор Радзивилл «Перун» тоже второй раз женился на Екатерине Тенчинской. У них были общие дети. Но также у «Перуна» были дети и от первого брака. Януш (будущий супруг Софии) был от первого брака.

В 1594 г. подписано брачное соглашение. Что такое брачное соглашение?

В соглашении указывалось: бракосочетание могло состояться, если княжна, достигнув совершеннолетия, сама захочет выйти за князя Януша. По закону ВКЛ княгинь и вдов княжеского рода силой никто не мог выдать замуж. Каждая из них могла по совету своих друзей выйти замуж за того, за кого хочет. Как интересно! НО соглашение все-таки подписано, и оно уже обязывает.

Вопрос: Как вы относитесь к подписанию такого соглашения? (Родственные связи Софии и Януша. Кто может выходить замуж и жениться (степень родства)? Личный пример: любовь троюродных брата и сестры. Полюбились, женились. Чем это чревато. Болезнь гемофилия. Царская болезнь. Болезнь голубой крови. Женитьба в Ветхом завете. Запрет в Новом завете).

Ещё раз хочу подчеркнуть, что несмотря на то, что был подписан брачный контракт, последнее слово было за невестой, за Софией.

И очень интересный момент. Обострились отношения между Ходкевичами, (опекунами Софии) и Радзивиллами. Ходкевичи хотели расторгнуть брачное соглашение. Почему возник конфликт? Настоящей причиной были деньги. Опекуны хотели попытаться найти нового жениха. Два могущественных рода были на грани войны. Немаловажную роль сыграла именно София. Её решение выйти замуж, её согласие на брак. Она соглашается, и конфликт мирным путём разрешается.

Вопрос: Можем ли мы утверждать, что София любила Януша? (Наверное, нет).

Можем ли утверждать, что Ходкевичи считались с мнением Софии? (И да, и нет).

Могла ли она отказаться от брака? Могла. Когда совершается Таинство, священник и жениху, и невесте задаёт во всеуслышание вопрос: не обещалась ли она (он) другому человеку. И второй вопрос: имеешь ли желание, непринуждённое и твёрдое намерение жениться или выйти замуж за человека, стоящего рядом.

И когда совершалось бракосочетание, Софии задали именно эти вопросы. И она ответила на них утвердительно, положительно. Что было в душе Софии, мы никогда не узнаем. Где она была в это время, в раю или в аду, знает только сама княгиня.

Мне пришла на память история героев А.С. Пушкина «Дубровский». Помните момент. Дубровский встречает карету, в которой после венчания едут Маша и князь Верейский. Дубровский открывает дверь и говорит: «Вы свободны». На что Маша отвечает: «Поздно. Я обвенчана. Пустите нас».

Почему София решается на брак?

Можем ли мы говорить о том, что София ради мира, жизней множества людей приносит себя в жертву?

А сейчас, пожалуйста, дополните моё предложение: «Такой поступок княжны Софии вызывает у меня……… (дополняйте одним словом).

1 октября 1600 года бракосочетание совершается. Молодая чета приезжает в Слуцк. Недолго молодожёнам довелось побыть вместе. Вскоре князь Януш уехал на войну со Швецией, а потом – с Россией.

Святая София превратила принадлежащий ей Слуцк в твердыню православной веры. Княгиня оказывала материальную и моральную поддержку духовенству и жителям города Слуцка.

Мы с вами уже говорили о том, какое положение православных было в то время. Можем ещё повторить. После объявления в 1596 году церковной унии власти стали насильно отбирать у православных монастыри, храмы, церковные имения и передавать униатам. Священников, не желавших переходить в унию, изгоняли с приходов, особо упорных арестовывали, бесчестили, сажали в тюрьмы. Православных мирян предавали проклятию, силой загоняли в униатские церкви. Свирепствовал полнейший духовный геноцид.

Православное духовенство не выдерживало такого давления. Из 9 епископов 7 приняло униатство. Простые православные белорусы перекрещивались в католической церкви или переходили в униатство. Создавались семьи, рождались дети. И крестили детей уже или в католической церкви, или в церкви униатской, а записывали поляками. И оставалось буквально пару поколений, чтобы все население ополячить. Лишить своей культуры, лишить своего языка и своих традиций.

И в это непростое время в Слуцком княжестве появляется княгиня София, которая свято, бережно хранит традиции своего отца, деда, своих предков. Она смогла отстоять, защитить православие на территории Слуцкого Княжества. Можно сказать, что она сыграла огромную роль в сохранении белорусов как нации, имеющей свою культуру, свои традиции. Свою веру. Я бы даже уподобил её подвиг подвигу Минина и Пожарского для русского народа.

В 1604, 1608 и 1612 годах у Софии рождаются дети. Они умирают. В 1612 году при родах умирает и София.

Княгиню погребли в церкви Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. Свинцовый саркофаг с телом княгини в деревянном гробе, сооружённый её супругом Янушем Радзивиллом, триста лет сохранялся в Слуцкой Троицкой церкви.

В 1903 г. историк Юзеф Смоленский видел мощи и записал: «Будучи в Слуцке в 1903 г., когда было позволено осмотреть саркофаг, его открыли для некоторых из верующих. Присмотрелся вблизи прекрасно сохранённым останкам последней Слуцкой Княжны, имеющим почти триста лет. Тонкие правильные черты лица остались почти нетронутыми временем, красивый удлинённый овал лица, нос прямой, чело благородное, уста деликатно очерчены в виде лука, волосы, даже очи под веки выпуклые дают представление о знаменитой красоте Софии Олельковны. Прекрасные маленькие руки с длинными пальцами и изящными ногтями сложены крестом. Голова и руки цвета воска так ссохшиеся, что производят впечатление, будто принадлежали девочке 14–15 лет».

Сейчас мощи покоятся в Минске.

5. Обобщение изученного материала.

4. Рефлексия

(159)